Книга преподобного Иоанна Лествичника «Лествица» (или как сам издал св. Иоанн - «Слово духовное в тридцати главах»») была написана на склоне его лет, когда после сорокалетнего подвижничества в пустыни, в возрасте 75-ти лет, преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители святой великомученицы Екатерины.
По просьбе святого Иоанна, игумена египетского Раифского монастыря, которому были известны его мудрость и духовные дарования, преподобный Иоанн принимается за сей духовный труд – аскетическое руководство для восхождения к духовному совершенству. Книга была предназначена для иноков, но и для мирян там содержится множество советов по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей. По названию этого произведения преподобный Иоанн и стал именоваться впоследствии в греческой и латинской традициях.
В ответ игумену Раифского монастыря преподобный Иоанн посылает составленную им «Лествицу», в начале которой он поместил приветственное послание, а в конце приложил наставления об обязанностях пастыря («Слово к пастырю»).
Цель этого духовного творения в том, чтобы научить христиан мысли, что достижение спасения – это непростой путь истинного самоотвержения и усиленных подвигов. Человеку необходимо очиститься от греховной нечистоты, искоренить пороки и страсти в ветхом человеке и восстановить в себе образ Божий. Образ «Лествицы» заимствован преподобным Иоанном из Книги Бытия Ветхого Завета, где описывается Лестница Иакова и восходящие по ней ангелы. Книга Иоанна Лествичника состоит из 30-ти «Слов» (глава, проповедь), которые представляют собой 30-ть «ступеней» добродетелей, по которым христиане должны восходить на пути к духовному совершенству. В предисловии к «Лествице» объясняется, почему автор использует число «30»: достигши полноты возраста, в тридцать лет Господь наш Иисус Христос вышел на Свое служение. Так и все верующие, преодолев тридцать ступеней духовного совершенства, могут достигнуть праведности и неспособности к падению.
Тридцать ступеней «Лествицы», восходя по которым человек становится все ближе и ближе на пути к Царствию Небесному, раскрывают разные способы по борьбе с тем или иным грехом. Это образец святой ревности о своем спасении, своей душе, ведь книга стала зеркалом духовного опыта и труда самого преподобного Иоанна.
По церковному преданию святой Иоанн был сыном преподобных Ксенофонта и Марии. В 16 лет он ушел в Синайский монастырь, через четыре года стал иноком и в течение 19-ти лет находился в послушании у своего духовного наставника аввы Мартирия. После его смерти преподобный Иоанн удалился в пустынное место, где провел сорок лет в безмолвии, посте и молитве.
Преподобный Иоанн скрывал свои подвиги, уединялся в пещере, но слава о его святости распространялась далеко, и к нему приходили многие люди для назидания и духовного совета. Святой обителью Синая преподобный управлял около четырех лет. К концу жизни преподобный сподобился благодатных даров прозорливости и чудотворения.
В его сочинении «Лествица» указан царский путь меры и духовной гармонии, который исполнен напряженным внутренним деланием и постоянной памятью о смерти. Преподобный соединил в едином творении духовные и аскетические традиции египетских монастырей.
Ступени можно разделить по следующим темам: борьба с мирской суетой; покаяние; кротость и безгневие; искоренение нечувствия; безмолвие души и тела. Вершина пути, 30-ая ступень, - союз трех главных добродетелей - веры, надежды и любви.
Изображение Лествицы преподобного Иоанна часто можно встретить в иконографии, в книгах, на нравоучительных лубках. Лестница изображается от земли к небу, по ней взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и бросают в ад (обозначенный условно разломом в скале). Преодолевших ступени принимают Господь Иисус Христос и святые ангелы.
Первые рукописи «Лествицы» появляются во второй половине XI в. «Летопись» переводилась на латинский, армянский, сирийский, болгарский, сербский, грузинский, эфиопский, арабский языки и многократно на славянский. Некоторые книги содержали развернутый цикл иллюстраций различных ступеней покаяния и аскезы.
Многие святые ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» преподобного Иоанна как на лучшую книгу для духовного руководства (преподобные Феодор Студит, Иосиф Волоцкий и многие другие).
Наиболее известный славянский перевод «Лествицы» был завершен в 1387 г. Московским митрополитом святителем Киприаном в Студийском монастыре в Константинополе и чуть позже им же был привезен на Русь.
Память преподобного Иоанна Лествичника: 4-ая Неделя Великого Поста; 30 марта по ст. ст./12 апреля по н. ст.